IPO (Initial Public Offering) – первичное публичное размещение акций компании на фондовом рынке или, другими словами, эмиссия.

IPO проводится с целью привлечения дополнительного капитала в компанию за счет того, что расширяется круг инвесторов, которые получают свободный доступ к приобретению акций компании. В результате проведения IPO компания получает рыночную оценку своей стоимости. Отчетность компании становится общедоступной и прозрачной.

Выход на IPO

Выход компании на публичный рынок является сложным, дорогостоящим и довольно длительным процессом (обычно занимает от 2-х до 4-х лет) и включает в себя следующие этапы:

1) Предварительный этап – здесь компания анализирует свое финансово-хозяйственное состояние, приводит свою отчетность к международным стандартам, формирует список задач, которые надо решить перед выводом компании на IPO.

2) Подготовительный этап – здесь формируется команда участников IPO, выбирается андеррайтер (инвестиционный банк, который руководит процессом выпуска ценных бумаг), аудитор, различного рода консультанты (юридические, PR и др.) Выбирается торговая площадка (российская или зарубежная) – место, где будут размещены акции. Формируется предварительный проспект эмиссии (выпуска) акций – документ, который содержит основную информацию об инвестиционной привлекательности компании. Он включает в себя описание компании, различные виды рисков, с которыми может столкнуться компания, описание, на что будут расходоваться средства, привлеченные от продажи акций, дивидендная политика и т.д.

Запускается рекламная компания, так называемое Road Show – презентация компании потенциальным инвесторам.

После проведения рекламной компании, согласовывается окончательная стоимость предложения и размера эмиссии, происходит печать финальной версии проспекта.

3) Основной этап – здесь происходит начало торговли акциями компании.
Торговля акциями компании (эмитента) на бирже начинается на следующий день после объявления IPO. Андеррайтер ответственен за организацию бесперебойной торговли и обеспечение ценовой стабилизации акций компании.

4) Завершающий этап – здесь происходит завершение сделки по андеррайтингу. Сделку по андеррайтингу можно считать завершенной, в тот момент, когда компания передает свои акции андеррайтеру, а тот в свою очередь, переводит полученные деньги за акции на счет компании (обычно это происходит через три дня).

IPO для частного инвестора

Эмитент и организаторы IPO заинтересованы в размещении акций по максимально высокой цене. Нередко в этих целях вокруг размещения создаются условия ажиотажного спроса путем проведения громких рекламных кампаний, распространения слухов и недостоверных сведений. Частному инвестору необходимо адекватно оценивать ситуацию, просчитывать свои риски и оценивать потенциал участия в IPO по реальным финансовым показателям деятельности предприятия и его перспектив. Необходимо понять, переоценена ли компания и значит стоит подождать, когда акции будут обращаться на вторичном рынке по более низкой цене, либо компания недооценена и следует участвовать в IPO.

Наиболее ярким примером завышенной оценки стоимости акций может служить недавнее нашумевшее IPO Facebook, ставшее одним из самых провальных за последнее время. Акции крупнейшей социальной сети в мире подешевели более чем в два раза после размещения.

В то же время, IPO российской Mail.ru Group, считается одним из самых удачных за последние годы среди интернет-компаний.

Следите за актуальными новостями по IPO на нашем сайте.

Источник

Спасибо за интерес к публикации!

От INDO-KITAI